Знает Лисонька-Лиса: в шубе вся ее краса... ...

... ...Шубы нет в лесу рыжей,
       Зверя нет в лесу хитрей.

Не так давно Оля  одним из своих комментариев натолкнула меня на идею, которая, собственно, и дала толчок для написания сегодняшнего поста.
Я уже писала о том, что люблю осень, даже если она пасмурная, дождливая и не очень приветлива.
Для меня осень ВСЕГДА яркая, оранжевая, ароматная, такая лесная-лесная. Я просто обожаю янтарную листву под ногами, грибной аромат леса, тыкву и лис. Ни в один другой период года я не чувствую так остро необходимость гулять именно в лесу, жарить грибы с картошкой, варить пшенную кашу с тыквой и читать сказки о лисах. Именно про них я и расскажу, про лис то есть...
Хочется отметить, что мой список книг, фильмов и мультиков основан исключительно на моих собственных впечатлениях и чувствах. Он далеко не полон и содержит лишь те истории, которые тронули меня и мою Софико наибольшим образом, в нем почти нет рыжих героинь-плутовок из русских сказок и историй русских писателей-натуралистов, зато много новых и интересных историй.

Итак, приступим... ...

Виталий Бианки. Лис и мышонок.
В детстве мы с мамой выучили эту книгу наизусть и читали по ролям, теперь читаем с дочкой.


Я любила рассматривать милые иллюстрации Юрия Васнецова,


представляя, как же уютно и тепло в норке у мышонка, и негодовала, когда лис разрушил этот прекрасный  земляной "домик".

* Аугуст Якобсон. Сказки.



Лисы из этого сборника сказок о животных эстонского писателя запомнились мне особенно ярко. Сказки о рыжих прохвостах, вошедшие в сборник:
- Ворона и лисица
- Волк и лиса на свадьбе
- Новые глаза лисы
- Лиса и волк
- Лисьи деньги
- Лиса, волк и медведь,
а также многие интересные, поучительные сказки о других лесных жителях и людях, глупых, добрых и не очень.

* Джоэль Харрис. Сказки дядюшки Римуса. Братец Кролик и братец Лис.
Книга запомнилась мне прежде всего, как аудиокнига. Слушала я ее на пластинке,



а уже учась в школе, прочитала, сидя в школьной библиотеке.



* Иштван Фекете. Лисенок Вук.



История о маленьком лисенке Вуке и его семействе написана от имени незримо присутствующего с ними свидетеля, который проникся лисьим духом и почувствовал себя в шкуре этих все-таки беззащитных перед человеком животных. В 1981 году в Венгрии создали полнометражный мультфильм по мотивам одноименной книги.


Полюбилась мне в детстве * музыкальная сказка"Рыжий, честный, влюбленный" 


по мотивам книги * Яна Экхольма "Тутта Карлссон Первая и Единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.". 


Да-да, сперва именно фильм, а уже потом книга. Ну, так вышло!)

* Юз Алешковский. "Черно-бурая лиса".


Читать ВСЕМ! Замечательные, смешные истории из жизни школьников. Лично мне напоминает "фантазеров", Витю Малеева Н. Носова, Дениску Драгунского, а еще чудесный фильм "Пропало лето". Вот, что говорит о книге сам автор:
"Я уверен, что всем людям, которые уже стали взрослыми, иногда очень хочется хоть ненадолго вернуться в страну своего детства — в шумный школьный коридор, или в зеленый московский дворик, или в полный всяких чудес Дворец пионеров. Вернуться — и снова встретить своих друзей. Но учёные пока ещё не изобрели машину времени. Тогда я взял и решил: напишу книгу про Вовку Рыжикова, Петьку Козлова, Сережу Царапкина и их товарищей. Я сам выдумал все имена. Но одно совершенно точно: эти ребята очень похожи на моих друзей. Они верны дружбе, непримиримы к нечестности и несправедливости, а если им не всегда везет, если они иногда ошибаются, то уж с этим ничего не поделаешь — на ошибках мы учимся. И мне бы хотелось, чтобы ребята из моей книжки стали вашими друзьями и чтобы наша общая дружба помогла вам быть всегда справедливыми, искренними и готовыми совершать добро".

Став чуточку взрослее, меня, конечно, заинтересовала мудрая и человечная книга о дружбе и любви, о долге и верности, о красоте и нетерпимости к злу
* Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц".


илл. автора

 илл. Eileen

илл. kim min ji





илл. Владислав Ерко


* Эрнест Сетон-Томпсон. "Домино. История черно-белого лиса".

илл. Андрей Савельев

Очень советую прочитать самим или с детками не только этот рассказ, но и другие произведения писателя. Пожалуй, Томпсон лично для меня стоит наряду с Дареллом и многими русскими, советскими писателями-натуралистами. Писатель, художник, тонко чувствующий знаток леса... ... Уверена, книги Томпсона будут любить и взрослые и дети долгие годы. По праву считается классикой мировой литературы о животных.

Наряду с Томпсоном мне бы хотелось вспомнить выдающегося канадского писателя, получившего всемирное признание благодаря своим рассказам о животных, 
* Чарльза Робертса.


Жизнь животных в книгах Робертса тесно переплетается с жизнью природы в целом.

"В лесу жила лиса. В самом глухом месте, под деревом, выбрала она себе удобное местечко и стала рыть нору. Это была трудная работа. Надо прорыть глубокие ходы, сделать удобное логово для лисят, а на случай опасности - запасные выходы... ..."
Продолжение истории вы найдете в книге * Веры Чаплиной "Как лиса в лесу живет".


Я уже упоминала выше, что упускаю здесь из виду русские народные сказки, где лисы играли ключевую роль, как олицетворение зла, а также рассказы таких писателей, как Чарушин, Пришвин, Бианки, Скребицкий. Мы с дочкой любим их истории, читаем постоянно, а также слушаем аудиокниги.
Далее же мне бы хотелось отметить прочих писателей, чьи лисьи истории полюбились мне и моей дочке наряду с литературной классикой, истории, с которыми мне довелось познакомиться уже будучи взрослой и благодаря ребенку, а также фильмы и мультипликационные истории из жизни рыжих зверьков.

* Рудольф Тесноглидек. "Лиса-плутовка".



Ироничная, смешная книжка, новелла и лисе-плутовке, эдакая сказка для взрослых и детей.

Ой, а помните любимый в детстве мультфильм "Земляничный дождик"?   А "Старое Эхо"? "Еловое яблоко"?
Дак, вот. Все эти истории были придуманы писателем, которого зовут * Игорь Фарбержевич.



И написал он не одну, не две и даже не три сказки а целый сборник под названием "Сказки маленького Лисенка".




* Свен Нурдквист написал целый цикл приключенческих историй про котенка Финдуса и добряка Петсона.  Одна из них - невероятно смешная - посвящена лисам.


Другой шведский писатель, номинант на премию Андерсена * Стефан Каста придумал Мистера Лиса -

 - пытливого зверя, которому вовсе не нравился цвет его шубки, от чего он все время экспериментировал, то окрашивая шкурку соком ягод, то валяясь в грязи, то кутаясь в мох. Мучения Лиса продолжались до тех пор, пока дети не рассказали Лису, какой он красивый и яркий. 
Стефан Каста как бы говорит в своей книге: можно пытаться изменить внешность, но кто-то обязательно заметит и полюбит тебя таким, какой ты есть.

* Борис Априлов. "Приключения Лисенка".



Сборник приключенческих  повестей болгарского писателя. Приключения... Что тут добавить? Лучше читать!!!)))

-Что едят другие звери?
Тоже ловят серых мышек?
Погуляю и проверю, - 
Так решил лисенок Рыжик.

О приключениях маленького Рыжика расскажет * Наталья Иванова в одноименной книжке.

книжка с вырубкой для малышей

* Русский писатель, издатель, литератор Эдуард Андреевич Гранстрем 

1843-1918 г.г.

написал "Приключения Лиса Патрикеевича", в которых лис, собственно, и проявляет свой лисий характер и повадки.


А * французская писательница Женевьева Юрье придумала и написала истории из жизни семейки крольчат, но не забыла и о лисах... ...


... как и любимая мною * Беатрикс Поттер в сказке про глупую утку Джемайму.


* Английская писательница и иллюстратор Джудит Керр расскажет, что же случилось, когда кошка по имени Мог (Мяули) обиделась на мистера Томаса и ушла ночевать в сад.



Помните красное словцо про белую ворону, а сказку про Серую Шейку? Сейчас поймете, к чему это я... ... В чудесной * книжке Екатерины Бибчук "Снежный лис" рассказывается о том, как белому, словно снег, лису пришлось научиться жить среди рыжих сородичей и доказать всем, что он - настоящая лисица и достоин уважения.


Истории про лис написаны не только для малышей. Ум, смекалку, хитрость демонстрируют они на страницах книг и для старших детей. Об этом знает наверняка * Фред Адра и его Лис Улисс.


В настоящей же взрослой прозе лисы упоминаются реже именно, как животные. Я не стану уделять этому разделу особое внимание. Целый список книг для взрослых и детей, а также многие интересные факты о жизни лис можно найти на сайте, посвященном этому зверю, тут.
Поскольку я люблю восточную поэзию, прозу, искусство и философию, мне бы хотелось обратить особое внимание на * авторский сборник  китайского мудреца Ляо Чжай "Искусство лисьих наваждений". 


Издревле среди непостижимых тайн и опасностей, подстерегающих человека, лисица и ее чары находились у китайцев на особом месте. Из обычной, не самой опасной хищницы лисица превратилась в персонажа демонических историй: она сама вторгается в убогую жизнь человека, становится восхитительной любовницей и верной подругой, добрым гением, охраняющим своего избранника от злых людей. Однако не претендуй, жалкий человек, на счастье, которого ты не заслуживаешь! Лисий смех, леденящий душу, раздается в ответ на твои просьбы, и глупейший мираж будет дан тебе в удел вместо грубого счастья, которого ты цинично себе просишь.

Ну, а подытожить данную публикацию мне бы хотелось небольшим перечнем добрых, трогательных и увлекательно-познавательных художественных, документальных и мульт фильмов, где главным героем стал зверь в рыжей шубке.

- х/ф "Девочка и Лисенок" (Франция).  Простая и искренняя история дружбы лисы и маленькой девочки.


Реж. Люк Жак, 2007 г.

- м/ф "Лис и Пес", 1981 г., "Лис и Пес - 2", 2006 г. (Дисней, США). История верной дружбы домашнего пса Копера и лиса Тодда, начавшаяся с юных лет и сохраняющаяся долгие годы.


- м/ф "Робин Гуд", 1973 г. (Дисней, США). Героем мультфильма стал лис Робин Гуд - герой жителей Шервудского леса.


- м/ф "Лис Ренар" (Франция). Ренар - неуловимый ловкач и хитрец.

Реж. Тьерри Шиль, 2005 г.

- м/ф "Девочка-Лисичка", 2006 г. (Корея).  Юби - юная лисичка-волшебница, живет в горах неподалеку от большого города. Она умеет превращаться в девочку. Большинство лисиц из рода Юби живут более 1000 лет, Юби пока только чуть более 100 или по человеческим меркам она 10-летняя девочка... 

- д/ф "Живая планета: Жил-был Лис", 2007 г. (Россия). Нет на свете животного более хитрого и смекалистого, чем лиса. О находчивости, этого зверя, о его ловкости, о том, как он охотится - этот фильм. 


- д/ф "Маленький бродяга. Лисята", 1997 г. (Чехия). Это замечательная энциклопедия жизни детенышей диких животных для маленьких зрителей - увлекательный рассказ о лесе и его больших и маленьких обитателях. Дети смогут увидеть весь путь взросления зверят - от рождения до становления молодой особи. 

Реж. Вацлав Чалоупек



Друзья мои! Если вы досмотрели и дочитали это до конца, то низкий поклон вам за внимание!
От себя же скажу вновь, что мой список - далеко не полный и основан лишь на наших семейных радостях погружения в удивительное рыжее царство. Надеюсь, и вам будет интересно полюбопытничать, узнать и выбрать что-то для себя и своих малышей. Во всяком случае, искренне желаю вам новых увлекательных встреч и знакомств с миром Рыжей Плутовки Лисицы.

За сим откланиваюсь и иду смотреть мультик про земляничный дождик.
Ваша я, Катя Скачкова.

12 комментариев:

katenkinamama комментирует...

Классная подборка. Будем восполнять пробелы и читать смотреть то, что пропустили...
И отдельное спасибо на ссылку на мою скромную персону. Всех приглашаю в гости

ЯТКА комментирует...

Спасибо, Олечка! Надеюсь, вам с дочуркой полюбится еще не одна книга или фильм, главными героями которых стали лисички. Спасибо тебе за толчок!)

Татьяна И. комментирует...

Мои эмоции по мере прочтения:
-Какая прелесть!
-О!
-Ого!
ОГО!
Вот это да!
Великолепное литературное обозрение, достойное литературоведа! Браво!
Мутер.

Perfelotta комментирует...

Вот это подборка! Супер, Кать! Мне как бальзам на душу: сказка Бианки - я начитывала ее даже на магнитофон в детстве :))), сказки дядюшки Римуса - просто заслушала до дыр!!! и Тутта Карлссон - мне бабушка в детстве рассказывала про нее и Людвига 14го, когда я есть не хотела :))) А ради таких сказок я частенько "не хотела" ;) Спасибо тебе за тёплые воспоминания!

НаталиЯ комментирует...

очень интересно.спасибо

ЯТКА комментирует...

Мамочка, спасибо!) Ну, ты же знаешь мою любовь к книжкам. ))) Да, и внутренний литератор не дает покоя.

Леночка, привет! Надеюсь, у тебя все хорошо!) Рада радовать!))) Спасибо, что поделилась своей частичкой детства.)

Наташа, пожалуйста!)

Perfelotta комментирует...

Привет-привет! Да, Катюш, у меня все хорошо! Просто времени на блог не хватает... в инстаграме засела ;)))

ЯТКА комментирует...

Ну, вООООТ! Ну, нечестно! Все в Инстаграме. А я там даже не могу комментировать. Эх... ...))) Лааадно, я заглянула к тебе туда. Хорошо, что все хорошо!)

ti-igra комментирует...

Катенька, ваш блог вдохновляет, спасибо!
И я точно знаю, чья иллюстрация к Маленькому принцу, которую вы назвали " илл. (предположительно) Геннадий Спирин".

Это из неизданной пока книги с иллюстрациями украинского художника Владислава Ерко. Если возможно ,исправьте, пожалуйста!
Спасибо!

ЯТКА комментирует...

Ирина, здравствуйте! Большое спасибо за теплые слова и за поправку. Конечно, я знакома с иллюстрациями Владислава по обложкам книг Коэльо, а тут и не признала вовсе. Исправлю пренепременно!)

ti-igra комментирует...

:) Здорово!
Чудесного настроения вам и всем вашим читателям! :))) буду заходить почаще!

ЯТКА комментирует...

Ирина, очень приятно, очень!)
Теперь я буду "гостить" в Вашей Мастерской, если Вы не против! Как же у Вас тепло и зелено!)